Ресурсы | Школа Лидера

Методы мотивации

Два условия мотивации.

Определение: Мотивация - это внутренне побуждение (стимул), которое подстегивает нас к действию . Чем сильнее побуждение, тем выше мотивация.

"Мотивация это внутреннее побуждение человека, основанное на удовлетворении его базовых потребностей" (автор не уточнен).

На встрече наставников во время ориентации Дэйва Лоуэн предложил рассказать какой страх они испытывают, думая о предстоящем служении. Некоторые замерли, как пойманные за руку, другие искренне удивились столь откровенному предложению. Я хорошо помню состояние моей души в канун моего первого наставничество. Смятение, смущение и страх от мысли, что вдруг ничего не получится, хотя внешне я старался выглядеть спокойно. Позже, я уже знал, что у меня получиться, но все равно чувство страха не покидало. Появлялись другие причины. "Получится ли провести интересно библейские уроки?" "Координатор сказал, что у меня в группе будут самые старшие, как это будет?" "Я слышал, что приезжают часть детей из интерната, как быть с ними?" Все наставники, серьезно воспринимающие свое служение, испытывают чувство страха за тот или другой аспект работы. Задача координатора помочь наставникам высказать свои опасения, поговорить о них и дать им чувство, что в трудную минуту у них будет к кому обратиться. Открытая беседа - первый шаг к победе, потому рассказав о страхе, человек уже не один перед лицом своей трудности, есть друзья готовые прийти на помощь.
Подобные беседы и молитва дадут наставникам чувство уверенности и послужат хорошим основанием для эффективного служения, а это и есть мотивация.

Мотивация рождается в душе человека, а не навязывается извне. Однако это не снимает с координатора ответственность за мотивацию наставников. Невозможно человека заставить быть мотивированным, но возможно и нужно создать условия для ее появления. Если координатор ясно объяснит обязанности и сможет понять внутреннее состояние наставников, чтобы дать им чувство уверенности - он сможет добиться высокой мотивации в своей команде.

Принципы мотивации.
Направленность. У мотивации должна быть конкретная цель. Мотивация всегда направлена на специфическое действие. Каждый наставник должен сосредоточиться на специфической цели своего действия, то есть конкретной цели служения команды наставников.

Источник силы. Понимание того, что нам доступна сила Божия, - важный ключ к личной мотивации. Для Бога нет ничего невозможного "О, Господи Боже! Ты сотворил небо и землю великою силою Твоею и простертою мышцею; для Тебя ничего нет невозможного" (Иер.32:17). Апостол Павел написал: "Тому, Кто действующей в нас силою может сделать несравненно больше всего, чего мы просим, или о чем помышляем, Тому слава в Церкви во Христе Иисусе во все роды, от века до века. Аминь" (Еф.3:20-21). Знание о возможности Божьей помощи всегда является сильной мотивацией. Раскройте наставникам заинтересованность Бога в их служение и Его готовность помочь.

Важность дела. Когда человек не знает, во имя чего он трудятся, нельзя ожидать высокой мотивации. Наставникам необходимо знать важность их служения. Провести две недели с подростками, стать им другом и постараться, чтобы они хорошо себя вели - это еще не тот проект, который вызовет энтузиазм.

"Я приехал в лагерь, чтобы отдохнуть и повеселиться и это мне удалось. Но больше всего меня удивила любовь со стороны сотрудников. Мою маленькую сестру застрелили пьяные русские солдаты в Чечне и я всегда думал, что христиане злые. А теперь я понял, что такое любовь и это я запомню на всю жизнь", - сказал четырнадцатилетней Аслан, уезжая из лагеря. Он был из мусульманской семьи и до лагеря к христианству относился враждебно. Теперь его ассоциация с христианством - слово "любовь".

"До лагеря у меня был единственный друг - это моя собака, потому что мои сверстники меня не принимали и я их тоже. Все окружающие люди мне были безразличны, я любила только себя и делала только то, что хотелось. В лагере со мной много беседовали, и я увидела свою ценность в глазах Бога. Я поняла, что меня любит Бог и Он хочет, чтобы я любила других. Теперь я буду думать над моим поведением и стараться не делать больно другим людям, независимо от того, что они думают про меня". Внешность пятнадцатилетней Светы, которой принадлежат эти слова, не соответствовала стандартам "Барби" и комплекс неполноценности стал причиной нелюдимости. В лагере она увидела себя с другой стороны и открылась для окружающего мира.

"Я даже не подозревал, что лагерь сыграет такую важную роль в моей жизни. Там я узнал о Боге, там я приобрел жизнь и стал человеком". Теперь все в семье Жени верующие. Бог доверил ему служение руководителя молодежи и теперь Женя мечтает начать новую Церковь.

Лагерь - это особое время и возможность, где происходят перемены в сознании и в душе воспитанников, влияющие на всю их последующую жизнь. Качество влияния будет зависеть от того, кого в нас увидят воспитанники: образ Христа или что-то другое. 

"Вы - соль земли, Вы - свет мира" (Матф.5:13-14) так, Иисус Христос определил нашу роль в этом мире и тем более в христианском лагере.

Ответственность. Христианский лагерь - это не личный бизнес директора или Церкви, а часть Божьего Царства. Все что, мы делаем в лагере в конечном итоге получит оценку Иисуса Христа (2Кор.5:10). С другой стороны христианский лагерь не освобождает нас от гражданской и юридической ответственности за здоровье и жизнь воспитанников.

Вознаграждение. Вознаграждение создает и поддерживает высокий уровень мотивации. До начала лагеря определите награды за успешное служение: банкет в конце смены и личные награды за особые заслуги.

1 Майрон Раш. "Лидер нового типа". Издательство "Логос", Германия, 1993г. Стр.147